понедельник, 17 июня 2019 г.

С.-Петербург. Суд отказал признать незаконным решение налогового органа, связанного с невозможностью воспользоваться льготой по налогу на имущество

Речь шла о пункте 21 статьи 381 НК РФ согласно которому организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в   отношении   таких   объектов   в   соответствии   с   законодательством   РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.

Отказ в применении льготы мотивирован Инспекцией тем, что в отношении объектов недвижимости - нежилых зданий, законодательно не предусмотрено определение класса энергетической эффективности.


Обоснование позиции Суда
1. Согласно пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
2. В соответствии с п. 21 ст. 381 НК РФ организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в   отношении   таких   объектов   в   соответствии   с   законодательством   РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.
3. Доводы Общества сводятся к наличию у него права на льготу в отношении объекта, относящегося ко второй категории, то есть к вновь вводимым объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.
4. Глава 30 НК РФ не содержит определения понятия «класс энергетической эффективности», которое бы раскрывало состав объектов основных средств, в отношении которых оно употребляется для целей применения налоговой льготы, равно как не устанавливает условия, при соблюдении которых класс энергетической эффективности признается высоким.
5. Между тем согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
6. В соответствии с п. 5 ст. 6, ч. 4 ст. 10, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Закон № 261-ФЗ) правила определения классов энергетической эффективности устанавливаются применительно к определенным категориям товаров (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1222) и многоквартирным домам (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 № 18).
7. Обязательные требования энергетической эффективности в отношении иных зданий, строений, сооружений (согласно Закону № 261-ФЗ и Федеральному закону от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений») представляют собой лишь минимальные стандарты, которым должны соответствовать вводимые в эксплуатацию объекты недвижимого имущества, в то время как порядок определения классов энергетической эффективности в отношении недвижимости, не относящейся к многоквартирным домам, отсутствует.
8. Согласно Требованиям к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 № 18, класс энергетической эффективности для многоквартирных домов устанавливается обязательно, в отношении иных зданий (строений, сооружений) он может быть определен по решению застройщика или собственника. Между тем в законодательстве РФ отсутствует нормативно-правовой акт, содержащий соответствующие правила определения классов энергетической эффективности, основные критерии (параметры) энергетической эффективности иных зданий, не являющихся многоквартирными домами.
Таким образом, установление класса энергетической эффективности в отношении зданий, не являющихся многоквартирными домами, законодательно не предусмотрено.
9. Аналогичная позиция отражена в судебной практике, в частности в Определении ВС РФ от 17.04.2018 по делу №А41-90181/2016, которым было отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, так как действующим законодательством не установлены правила определения классов энергетической эффективности нежилых зданий в отличие от многоквартирных домов, что препятствовало применению спорной льготы.

10. Следовательно, предусмотренная п. 21 ст. 381 НК РФ льгота имеет целевое назначение - стимулирование использования современного энергоэффективного оборудования, повышение энергетической эффективности жилой недвижимости, и не предназначена для объектов коммерческой недвижимости (1).

Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в Определении ВС РФ от 03.08.2018 по делу №А60-7484/2017.
11. Общество ссылается на п. 5.2 ГОСТ Р 54862-2011 и на строительные правила СП 50.13330.2012 как на документы, предусматривающие определение класса энергетической эффективности нежилых зданий.
12. Однако, ГОСТ Р 54862-2011 предназначен для разработки зависимостей и методов оценки влияния автоматических систем управления зданиями и технического обслуживания зданий на энергетическую эффективность и потребление энергии в зданиях (2).
13. Пунктом 5.2 ГОСТ Р 54862-2011 предусмотрены классы эффективности системы автоматизации и управления здания, то есть части оборудования, а не самого здания как единого объекта.
14. СП 50.13330.2012 "Тепловая защита зданий" предусматривает установление классов энергосбережения зданий, которые не эквивалентны классам энергетической эффективности.
15. Учитывая изложенное, довод Общества о наличии законодательства, предусматривающего определение класса энергетической эффективности нежилых зданий, не обоснован.

В данном деле есть еще один интересный вопрос. Заявитель указал на то, что в действиях налогоплательщика (его действиях) отсутствует состав налогового правонарушения, так как налогоплательщик действовал в соответствии с разъяснениями Минфина РФ и п.21 ст. 381 НК РФ. Суд в данной связи указал следующее.   Согласно пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции. Так как разъяснения по вопросам определения класса энергетической эффективности не входят в компетенцию Минфина РФ, и в письмах Минфина РФ, в том числе от 02.02.2017 № 03-05-04-01/5599 и от 11.07.2017 № 03-05-05-01/43835, на которые ссылается налогоплательщик, такие разъяснения не давались, пп. 3 п.1 ст. Ill НК РФ не применим при решении вопроса о привлечении Общества к налоговой ответственности за неуплату налога на имущество организаций, в связи с неправомерным применением льготы, предусмотренной п.21 ст. 381 НК РФ.




1. Возможно, когда закон разрабатывался и принимался была поставлена  все же цель  в отношении всех вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности. Другое дело, что законодательства для объектов коммерческой недвижимости по данному вопросу, как установил Суд, не существует. Вопрос: не существует, потому что вообще не может существовать либо потому, что пока такого законодательства нет?

2. Возможно, в данном вопросе нужны специальные знания?